Содержание:
- Условные обозначения на схемах
- Схема прямого включения электродвигателя
- Схема подключения электродвигателя через магнитный пускатель
- Реверсивная схема подключения электродвигателя (Как изменить направление вращения электродвигателя?)
О том как подключить трехфазный электродвигатель в однофазную сеть вы можете посмотреть здесь.
ВАЖНО! Перед подключением электродвигателя необходимо убедится в правильности схемы соединения обмоток электродвигателя в соответствии с его паспортными данными.
Магнитный пускатель (далее — пускатель) — коммутационный аппарат предназначенный для пуска и остановки двигателя. Управление пускателем осуществляется через электрическую катушку, которая выступает в качестве электромагнита, при подаче на катушку напряжения она воздействует электромагнитным полем на подвижные контакты пускателя которые замыкаются и включают электрическую цепь, и наоборот, при снятии напряжения с катушки пускателя — электромагнитное поле пропадает и контакты пускателя под действием пружины возвращаются в исходное положение размыкая цепь.
У магнитного пускателя есть силовые контакты предназначенные для коммутации цепей под нагрузкой и блок-контакты которые используются в цепях управления.
Контакты делятся на нормально-разомкнутые — контакты которые в своем нормальном положении, т.е. до подачи напряжения на катушку магнитного пускателя или до механического воздействия на них, находятся в разомкнутом состоянии и нормально-замкнутые — которые в своем нормальном положении находятся в замкнутом состоянии.
В новых магнитных пускателях имеется три силовых контакта и один нормально-разомкнутый блок-контакт. При необходимости наличия большего количества блок-контактов (например при сборке реверсивной схемы пуска электродвигателя), на магнитный пускатель сверху дополнительно устанавливается приставка с дополнительными блок-контактами (блок контактов) которая, как правило, имеет четыре дополнительных блок-контакта (к примеру два нармально-замкнутых и два нормально-разомкнутых).
Кнопки для управления электродвигателем входят в состав кнопочных постов, кнопочные посты могут быть однокнопочные, двухкнопочные, трехкнопочные и т.д.
Каждая кнопка кнопочного поста имеет по два контакта — один из них нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый, т.е. каждая из кнопок может использоваться как в качестве кнопки «Пуск» так и в качестве кнопки «Стоп».
Данная схема является самой простой схемой подключения электродвигателя, в ней отсутствует цепь управления, а включение и отключение электродвигателя осуществляется автоматическим выключателем.
Главными достоинствами данной схемы является дешевизна и простота сборки, к недостаткам же данной схемы можно отнести то, что автоматические выключатели не предназначены для частого коммутирования цепей это, в сочетании с пусковыми токами, приводит к значительному сокращению срока службы автомата, кроме того в данной схеме отсутствует возможность устройства дополнительной защиты электродвигателя.
Эту схему так же часто называют схемой простого пуска электродвигателя, в ней, в отличии от предыдущей, кроме силовой цепи появляется так же цепь управления.
При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1, при отпускании кнопки SB-2 ее контакт снова размыкается, однако катушка магнитного пускателя при этом не обесточивается, т.к. ее питание теперь будет осуществляться через блок-контак KM-1.1 (т.е. блок-контак KM-1.1 шунтирует кнопку SB-2). Нажатие на кнопку SB-1 (кнопка «СТОП») приводит к разрыву цепи управления, обесточиванию катушки магнитного пускателя, что приводит к размыканию контактов магнитного пускателя и как следствие, к остановке электродвигателя.
Реверсивная схема подключения электродвигателя (Как изменить направление вращения электродвигателя?)
Что бы поменять направление вращения трехфазного электродвигателя необходимо поменять местами любые две питающие его фазы:
При необходимости частой смены направления вращения электродвигателя применяется реверсивная схема подключения электродвигателя:
В данной схеме применяется два магнитных пускателя (KM-1, KM-2) и трехкнопочный пост, магнитные поскатели применяемые в данной схеме кроме нормально-разомкнутого блок-контакта должны так же иметь и нормально замкнутый контакт.
При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК 1») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1 который шунтирует кнопку SB-2 и размыкает свой блок-контакт KM-1.2 который защищает электродвигатель от включения в обратную сторону (при нажатии кнопки SB-3) до его предварительной остановки, т.к. попытка запуска электродвигателя в обратную сторону без предварительного отключения пускателя KM-1 приведет к короткому замыканию. Что бы запустить электродвигатель в обратную сторону необходимо нажать кнопу «СТОП» (SB-1), а затем кнопку «ПУСК 2» (SB-3) которая запитает катушку магнитного пускателя KM-2 и запустит электродвигатель в обратную сторону.
Примечание: В данной статье понятия пускателя и контактора не разделяются в связи с идентичностью их схем подключения подробнее читайте статью: Контакторы и магнитные пускатели.
Автор статьи: Дмитрий Комлев
Показать всех авторов сайтаБыла ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!
Не нашли на сайте ответа на интересующий Вас вопрос? Задайте его на форуме! Наши специалисты обязательно Вам ответят.
В этой статье для полного комплекта не хватает схемы подключения 3-х фазного двигателя в сеть 220В.
Статья о подключении 3-х фазного двигателя в сеть 220В будет написана отдельно и опубликована в ближайшие дни.
Спасибо, очень доходчиво.
Спасибо за Ваш отзыв.
Прочитал, в общем все понятно, попробую подключить на днях 3 фазный двигатель в одну сторону с кнопочным постом и контактором
Желаем Вам удачи! Если возникнут вопросы — пишите нам.
Даже так, обязательно отпишусь
в каких случаях необходима полная остановка двигателя перед сменой направления вращения и как реализуется в схеме защита от запуска до остановки?
Здравствуйте, Владимир! Обычно полная остановка перед сменой направления вращения требуется для двигателей больших мощностей, а так же для двигателей приводящих в движение крупные механизмы имеющие большой момент инерции. Реверс таких двигателей до их полной остановки приводит к значительным механическим и токовым перегрузкам, что может привести к выходу из строя как самого электродвигателя так и приводимого им в движение механизма.
В представленной в статье схеме реализована электрическая защита от реверса двигателя до его отключения (обеспечивается контактами KM-1.2 и KM-2.2), так же в реверсивных пускателях часто имеется и механическая блокировка такого включения, однако эти варианты защищают только от запуска двигателя в обратную сторону при его непосредственной работе. Защиту же от запуска двигателя до момента его полной остановки можно реализовать с помощью реле времени.
Спасибо, пригодилось, а то лет 15 уже двигателями не занимался, а тут вентиляция встала … Еще бы тепловое реле включить в схему.
Здравствуйте, Валерий! Да, мы это уже запланировали и обязательно в будущем дополним данную статью.
В этой статье для полного комплекта не хватает схемы подключения 3-х фазного двигателя в сеть 220В с реверсивным включением.
Здравствуйте, Константин! Такая схема у нас есть, но она в другой статье: https://elektroshkola.ru/elektrodvigateli/podklyuchenie-elektrodvigatelya-380v-na-220v/#revers
Благодарю за доступно изложенную для понимания информацию, приятно было изучать.
Здравствуйте, Виктор! Мы рады, что наша статья была Вам полезна.
О запуске 3-х фазника почти всё. Спасибо.
Хотелось бы увидеть схему включения мотора с возможностью перехода со «звезды» (при запуске) на «треугольник» (после набора оборотов).
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отзыв! Предложение дельное, обязательно учтем.
Никак не могу найти схему запуска трехфазного двигателя через магнитные пускатели,и что самое главное, чтобы облегчить запуск двигателя,то замкнуть катушки вначале на треугольник для облегчения запуска а потом переключить на звезду для скорости.
Это мне необходимо для запуска двигателя на большой компрессор 15 кВт.
Здравствуйте. Возможно я ошибаюсь и меня поправят, но я знаю способ снижения пусковых токов путем пуска электродвигателя по схеме «звезда» с последующим переключением на «треугольник». А вот про способ переключения с «треугольника» на «звезду» не слышал.
Насколько знаю, для приводов с большой нагрузкой используется электродвигатель с фазным ротором с введением в обмотку ротора реостатов.