Содержание:
- Условные обозначения на схемах
- Схема прямого включения электродвигателя
- Схема подключения электродвигателя через магнитный пускатель
- Реверсивная схема подключения электродвигателя (Как изменить направление вращения электродвигателя?)
О том как подключить трехфазный электродвигатель в однофазную сеть вы можете посмотреть здесь.
ВАЖНО! Перед подключением электродвигателя необходимо убедится в правильности схемы соединения обмоток электродвигателя в соответствии с его паспортными данными.
Магнитный пускатель (далее — пускатель) — коммутационный аппарат предназначенный для пуска и остановки двигателя. Управление пускателем осуществляется через электрическую катушку, которая выступает в качестве электромагнита, при подаче на катушку напряжения она воздействует электромагнитным полем на подвижные контакты пускателя которые замыкаются и включают электрическую цепь, и наоборот, при снятии напряжения с катушки пускателя — электромагнитное поле пропадает и контакты пускателя под действием пружины возвращаются в исходное положение размыкая цепь.
У магнитного пускателя есть силовые контакты предназначенные для коммутации цепей под нагрузкой и блок-контакты которые используются в цепях управления.
Контакты делятся на нормально-разомкнутые — контакты которые в своем нормальном положении, т.е. до подачи напряжения на катушку магнитного пускателя или до механического воздействия на них, находятся в разомкнутом состоянии и нормально-замкнутые — которые в своем нормальном положении находятся в замкнутом состоянии.
В новых магнитных пускателях имеется три силовых контакта и один нормально-разомкнутый блок-контакт. При необходимости наличия большего количества блок-контактов (например при сборке реверсивной схемы пуска электродвигателя), на магнитный пускатель сверху дополнительно устанавливается приставка с дополнительными блок-контактами (блок контактов) которая, как правило, имеет четыре дополнительных блок-контакта (к примеру два нармально-замкнутых и два нормально-разомкнутых).
Кнопки для управления электродвигателем входят в состав кнопочных постов, кнопочные посты могут быть однокнопочные, двухкнопочные, трехкнопочные и т.д.
Каждая кнопка кнопочного поста имеет по два контакта — один из них нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый, т.е. каждая из кнопок может использоваться как в качестве кнопки «Пуск» так и в качестве кнопки «Стоп».
Данная схема является самой простой схемой подключения электродвигателя, в ней отсутствует цепь управления, а включение и отключение электродвигателя осуществляется автоматическим выключателем.
Главными достоинствами данной схемы является дешевизна и простота сборки, к недостаткам же данной схемы можно отнести то, что автоматические выключатели не предназначены для частого коммутирования цепей это, в сочетании с пусковыми токами, приводит к значительному сокращению срока службы автомата, кроме того в данной схеме отсутствует возможность устройства дополнительной защиты электродвигателя.
Эту схему так же часто называют схемой простого пуска электродвигателя, в ней, в отличии от предыдущей, кроме силовой цепи появляется так же цепь управления.
При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1, при отпускании кнопки SB-2 ее контакт снова размыкается, однако катушка магнитного пускателя при этом не обесточивается, т.к. ее питание теперь будет осуществляться через блок-контак KM-1.1 (т.е. блок-контак KM-1.1 шунтирует кнопку SB-2). Нажатие на кнопку SB-1 (кнопка «СТОП») приводит к разрыву цепи управления, обесточиванию катушки магнитного пускателя, что приводит к размыканию контактов магнитного пускателя и как следствие, к остановке электродвигателя.
Реверсивная схема подключения электродвигателя (Как изменить направление вращения электродвигателя?)
Что бы поменять направление вращения трехфазного электродвигателя необходимо поменять местами любые две питающие его фазы:
При необходимости частой смены направления вращения электродвигателя применяется реверсивная схема подключения электродвигателя:
В данной схеме применяется два магнитных пускателя (KM-1, KM-2) и трехкнопочный пост, магнитные поскатели применяемые в данной схеме кроме нормально-разомкнутого блок-контакта должны так же иметь и нормально замкнутый контакт.
При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК 1») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1 который шунтирует кнопку SB-2 и размыкает свой блок-контакт KM-1.2 который защищает электродвигатель от включения в обратную сторону (при нажатии кнопки SB-3) до его предварительной остановки, т.к. попытка запуска электродвигателя в обратную сторону без предварительного отключения пускателя KM-1 приведет к короткому замыканию. Что бы запустить электродвигатель в обратную сторону необходимо нажать кнопу «СТОП» (SB-1), а затем кнопку «ПУСК 2» (SB-3) которая запитает катушку магнитного пускателя KM-2 и запустит электродвигатель в обратную сторону.
Примечание: В данной статье понятия пускателя и контактора не разделяются в связи с идентичностью их схем подключения подробнее читайте статью: Контакторы и магнитные пускатели.
Автор статьи: Дмитрий Комлев
Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!
Не нашли на сайте ответа на интересующий Вас вопрос? Задайте его на форуме! Наши специалисты обязательно Вам ответят.
В этой статье для полного комплекта не хватает схемы подключения 3-х фазного двигателя в сеть 220В.
Статья о подключении 3-х фазного двигателя в сеть 220В будет написана отдельно и опубликована в ближайшие дни.
Спасибо, очень доходчиво.
Спасибо за Ваш отзыв.
Прочитал, в общем все понятно, попробую подключить на днях 3 фазный двигатель в одну сторону с кнопочным постом и контактором
Желаем Вам удачи! Если возникнут вопросы — пишите нам.
Даже так, обязательно отпишусь
в каких случаях необходима полная остановка двигателя перед сменой направления вращения и как реализуется в схеме защита от запуска до остановки?
Здравствуйте, Владимир! Обычно полная остановка перед сменой направления вращения требуется для двигателей больших мощностей, а так же для двигателей приводящих в движение крупные механизмы имеющие большой момент инерции. Реверс таких двигателей до их полной остановки приводит к значительным механическим и токовым перегрузкам, что может привести к выходу из строя как самого электродвигателя так и приводимого им в движение механизма.
В представленной в статье схеме реализована электрическая защита от реверса двигателя до его отключения (обеспечивается контактами KM-1.2 и KM-2.2), так же в реверсивных пускателях часто имеется и механическая блокировка такого включения, однако эти варианты защищают только от запуска двигателя в обратную сторону при его непосредственной работе. Защиту же от запуска двигателя до момента его полной остановки можно реализовать с помощью реле времени.
Спасибо, пригодилось, а то лет 15 уже двигателями не занимался, а тут вентиляция встала … Еще бы тепловое реле включить в схему.
Здравствуйте, Валерий! Да, мы это уже запланировали и обязательно в будущем дополним данную статью.
В этой статье для полного комплекта не хватает схемы подключения 3-х фазного двигателя в сеть 220В с реверсивным включением.
Здравствуйте, Константин! Такая схема у нас есть, но она в другой статье: https://elektroshkola.ru/elektrodvigateli/podklyuchenie-elektrodvigatelya-380v-na-220v/#revers
Благодарю за доступно изложенную для понимания информацию, приятно было изучать.
Здравствуйте, Виктор! Мы рады, что наша статья была Вам полезна.
О запуске 3-х фазника почти всё. Спасибо.
Хотелось бы увидеть схему включения мотора с возможностью перехода со «звезды» (при запуске) на «треугольник» (после набора оборотов).
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отзыв! Предложение дельное, обязательно учтем.