Содержание
- Обозначение выводов обмоток статора
- Схема соединения обмоток по схеме «треугольник»
- Схема соединения обмоток по схеме «звезда»
- Определение выводов обмоток электродвигателя
Каждый статор трехфазного электродвигателя имеет три катушечные группы (обмотки) — по одной на каждую фазу, а у каждой катушечной группы имеется по 2 вывода — начало и конец обмотки, т.е. всего 6 выводов которые подписываются следующим образом:
- С1 (U1) — начало первой обмотки, С4 (U2) — конец первой обмотки.
- С2 (V1) — начало второй обмотки, С5 (V2) — конец второй обмотки.
- С3 (W1) — начало третьей обмотки, С6 (W2) — конец третьей обмотки.
Условно на схемах каждая обмотка изображается следующим образом:
Начала и концы обмоток выводятся в клемную коробку электродвигателя в следующем порядке:
В зависимости от соединения этих выводов меняются такие параметры электродвигателя как напряжение питающей сети и номинальный ток статора. О том по какой схеме необходимо подключить обмотки электродвигателя можно узнать из паспортных данных.
Основными схемами соединения обмоток являются треугольник (обозначается — Δ) и звезда (обозначается — Y) их мы и разберем в данной статье.
Примечание: В клемной коробке некоторых электродвигателей можно увидеть только три вывода — это значит, что обмотки двигателя уже соединены внутри его статора. Как правило внутри статора обмотки соединяются при ремонте электродвигателя (в случае если заводские обмотки сгорели). В таких двигателях обмотки, как правило, соединены по схеме «звезда» и рассчитаны на подключение в сеть 380 Вольт. Для подключения такого двигателя необходимо просто подать три фазы на три его вывода.
Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» необходимо: конец первой обмотки (С4/U2) соединить с началом второй (С2/V1) , конец второй (С5/V2) — с началом третьей (С3/W1) , а конец третьей обмотки (С6/W2) — с началом первой (С1/U1).
Условно на схеме это изображается следующим образом:
На выводы «A», «B» и «C» подается напряжение.
В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «треугольник» имеет следующий вид:
A, B, C — точки подключения питающего кабеля.
Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «звезда» необходимо концы обмоток (С4/ U2, С5/V2 и С6/W2) соединить в общую точку, напряжение при этом подается на начала обмоток (С1/U1, С2/V1 и С3/W1).
Условно на схеме это изображается следующим образом:
В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «звезда» имеет следующий вид:
Иногда возникают ситуации когда сняв крышку с клемной коробки электродвигателя можно с ужасом обнаружить следующую картину:
При этом выводы обмоток не подписаны, что же делать? Без паники, этот вопрос вполне решаем.
Первое, что нужно сделать — это разделить выводы по парам, в каждой паре должны быть выводы относящиеся к одной обмотке, сделать это очень просто, нам понадобится тестер или двухполюсный указатель напряжения.
В случае использования тестера устанавливаем его переключатель в положение измерения сопротивления (подчеркнуто красной линией), при использовании двухполюсного указателя напряжения им, перед применением, необходимо коснуться токоведущих частей находящихся под напряжением на 5-10 секунд, для его зарядки и проверки работоспособности.
Далее необходимо взять один любой вывод обмотки, условно примем его за начало первой обмотки и соответственно подписываем его «U1», после касаемся одним щупом тестера или указателя напряжения подписанного нами вывода «U1», а вторым щупом любого другого вывода из оставшихся пяти неподписанных концов. В случае, если коснувшись вторым щупом второго вывода показания тестера не изменились (тестер показывает единицу) или в случае с указателем напряжения — ни одна лампочка не зажглась — оставляем этот конец и касаемся вторым щупом другого вывода из оставшихся четырех концов, перебираем вторым щупом концы до тех пор пока показания тестера не изменятся, либо, в случае с указателем напряжения — до тех пор пока не загорится лампочка «Test». Найдя таким образом второй вывод нашей обмотки принимаем его условно как конец первой обмотки и подписываем его соответственно «U2».
Таким же образом поступаем с оставшимися четырьмя выводами, так же разделив их на пары подписав их соответственно как V1,V2 и W1,W2. Как это делается можно увидеть на видео ниже.
Теперь, когда все выводы разделены по парам, необходимо определить реальные начала и концы обмоток. Сделать это можно двумя методами:
Первый и самый простой метод — метод подбора, может применяться для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Для этого берем наши условные концы обмоток (U2,V2 и W2) и соединяем их, а на условные начала (U1,V1 и W1), кратковременно, желательно не более 30 секунд, подаем трехфазное напряжение:
Если двигатель запустился и работает нормально, значит начала и концы обмоток определены верно, если двигатель сильно гудит и не развивает должные обороты, значит где то есть ошибка. В этом случае необходимо всего лишь поменять любые два вывода одной обмотки местами, например U1 c U2 и запустить заново:
Если проблема не устранилась, возвращаем U1 и U2 на свои места и меняем местами следующие два вывода — V1 с V2:
Если двигатель заработал нормально, выводы определены верно, работа закончена, если нет — возвращаем V1 и V2 по своим местам и меняем местами оставшиеся выводы W1 с W2.
Второй способ: Соединяем последовательно вторую и третью обмотки т.е. соединяем вместе конец второй обмотки с началом третьей (выводы V2 с W1),а на первую обмотку к выводам U1 и U2 подаем пониженное переменное напряжение (не более 42 Вольт). При этом на выводах V1 и W2 так же должно появиться напряжение:
Если напряжение не появилось, значит вторая и третья обмотки соединены неверно, фактически оказались соединены вместе два начала (V1 с W1) или два конца (V2 c W2), в данном случае нам просто нужно поменять надписи на второй или на третьей обмотке, например V1 с V2. Затем аналогичным способом проверить первую обмотку, соединив ее последовательно со второй, а на третью подав напряжение. Данный способ представлен на следующем видео:
Автор статьи: Дмитрий Комлев
Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!
Не нашли на сайте ответа на интересующий Вас вопрос? Задайте его на форуме! Наши специалисты обязательно Вам ответят.
Интересная ,а главное познавательная статья. Для меня она оказалась очень кстати.Спасибо авторам.
всё показано наглядно и рассказано понятно , спасибо автору!
Сам учился на электромонтера, но некоторые вещи забываются, так как практики давно не было. Помню, что есть два способа подключения двигателей, «треугольником» и «звездочкой». Очень хорошо, что есть такой сайт, на котором пишутся такие статьи. Любой человек может зайти и узнать что-то новое по электричеству или вспомнить старое.
Большое спасибо автору за статью . Очень выручила
Спасибо, всё конкретно и в тему.
Подскажите, а куда подсоединять 4 провод(землю), есть 3 фазы и земля
Здравствуйте, Владимир! 4-ый провод (нулевой) для работы трехфазного электродвигателя не требуется, он используется исключительно для заземления (зануления) двигателя, для этого на нем, как правило, имеется специальны контакт обеспечивающий присоединение данного провода непосредственно к корпусу электродвигателя.
А если соединить между собой по два провода двух разных обмоток, а на третью подать напряжение, то в этом случае нужно измерять ток, а не напряжение? Если ток есть значит соединены начало первой обмотки-конец второй и конец первой обмотки-начало второй, а если тока нет, то соединены начало первой обмотки-начало второй и конец первой-конец второй?
Здравствуйте, Владимир! Теоретически да, две соединенные вместе обмотки образуют единый замкнутый контур, а третья обмотка наведет в них ЭДС и если все будет сделано верно, то в первых двух обмотках начнет протекать ток. Однако я все же рекомендую воспользоваться одним из способов приведенных в статье.
Спасибо большое очень полезная статья, вовремя нашел, а то уже голова гудела от количества бесполезной информации
Спасибо за Ваш отзыв!
Спасибо за полезную информацию. Премного благодарен.
Здравствуйте, Владимир! Мы рады, что наша статья была вам полезна.
Доброго времени суток, у меня диллема: приобретенный двигатель прри вскрытии клеммной коробки оказался подключен как у вас на фото по типу звезда, в связи с этим вопрос — надо его переделывать на подключение треугольник, или же оставить существующее — звезду и просто добавить пусковой и рабочий конденсаторы и кнопки…? и в чем +и- данных подключений — я про звезду и треугольник?
Здравствуйте, Дмитрий! Вы видимо не внимательно прочитали данную статью.
Схема соединения выбирается исходя из паспортных данных двигателя, там указано при каком напряжении по какой схеме должны быть подключены обмотки двигателя. (В Вашем случае скорее всего надо подключать треугольником, но опять такие же надо смотреть на шильдике двигателя)
Подробнее читайте здесь: https://elektroshkola.ru/elektrodvigateli/texnicheskie-xarakteristiki-trexfaznyx-elektrodvigatelej/
дело в том что шильдик затерт, и именно этой нужной информации не представляется возможным прочитать
Ну если раньше этот двигатель был подключен по данной схеме на 380 Вольт, значит однозначно надо собирать треугольником.