Содержание:
Технические характеристики, они же паспортные данные электродвигателя — это характеристики которые указываются заводом-изготовителем на шильдочке прикрепляемой к корпусу электродвигателя.
В случае если шильдик с паспортными данными не сохранился характеристики электродвигателя можно определить расчетным путем.
Шильдик с характеристиками (паспортными данными) электродвигателя:
И так, какую же информацию мы видим на шильдике электродвигателя? Разберем каждый параметр в отдельности:
Сначала указывается тип, марка и заводской номер электродвигателя, на этом мы останавливаться не будем. Далее по пунктам:
- 3Ф — трехфазный электродвигатель.
- ~ — переменный ток сети.
- 50 Hz — частота тока сети 50 Гц (Герц).
- У каждого электродвигателя имеется возможность соединения его обмоток по схеме треугольник — обозначается: Δ, либо по схеме звезда — обозначается Y в зависимости от схемы соединения обмоток меняются и такие его характеристики как напряжение сети и ток сети. Например, в нашем случае: Δ/ Y 220/380 V 2,8/1,8 А — это значит, что при схеме соединения «треугольник» Δ — электродвигатель подключается на напряжение 220 Вольт и потребляет из сети 2,8 Ампера, а при схеме соединения «звезда» Y- подключается на напряжение 380 Вольт и потребляет из сети 1,8 Ампера. Подробнее о схемах соединения обмоток электродвигателя вы можете прочитать в этой статье.
- Мощность на валу электродвигателя в килоВаттах, в нашем случае — 0,55 кВт.
- Частота вращения вала электродвигателя, в нашем случае 1360 оборотов в минуту.
- Коэффициент полезного действия (КПД) — это процентное соотношение мощности отдаваемой электродвигателем, т.е. мощности на валу и мощности потребляемой электродвигателем из сети. Например: если мощность электродвигателя 8 кВт, а его КПД — 80%, то из сети он потребляет 10кВт, остальные 2 кВт тратятся на нагрев обмоток электродвигателя, потери на трение в подшипниках и т.д.
- Коэффициент мощности — это отношение активной мощности к полной, он показывает, насколько сдвигается по фазе переменный ток, протекающий через нагрузку, относительно приложенного к ней напряжения.
- Режим работы электродвигателя. Всего ГОСТом предусмотрено 8 режимов работы (S1-S8), S1 — самый распространенный из них, данный режим подразумевает продолжительную работу электродвигателя, без частых остановок и запусков. Описание всех режимов работы электродвигателей представлено в следующей таблице:
- Класс внутренней защиты корпуса, в нашем случае IP54 — пылезащищенный корпус с защитой от водяных брызг. Подробнее о том как расшифровывать Коды классов внутренней защиты вы можете прочитать в этой статье.
- Класс изоляции обмоток электродвигателя — показывает до каких температур может нагреваться электродвигатель в процессе работы без вреда для изоляции его обмоток.
Всего есть семь классов изоляции по нагревостойкости:
2. Таблица технических характеристик электродвигателей аир
Ниже представлены технические характеристики асинхронных электродвигателей серии АИР, кроме того вы можете самостоятельно произвести расчет характеристик электродвигателя с помощью онлайн калькулятора.
ПРИМЕЧАНИЕ: Пусковой ток электродвигателя рассчитывается путем умножения номинального тока (тока статора) на кратность пускового тока:
Iпуск=Iном*K
Приведенные в таблице данные электродвигателей могут немного отличаться в зависимости от производителя электродвигателя и года выпуска.
Автор статьи: Анатолий Белов
Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!
Не нашли на сайте ответа на интересующий Вас вопрос? Задайте его на форуме! Наши специалисты обязательно Вам ответят.
Нигде не нашел обозначение материала корпуса двигателя (чугун, алюминий).
Как определить? Я ищу движок в алюминиевом корпусе 4 кВт, 3000 об. Как задать в поисковике?
Здравствуйте, Александр! В маркировке двигателя как правило нет сведений о материале корпуса. Эту информацию необходимо уточнять у продавца или на заводе-изготовителе.
Здравствуйте!
Интересует минимальная допустимая частота Гц (3ф 50 гц 55kW к.п.д. 90%)
Как я понимаю, что при маленькой частоте Гц возникает вихревые токи в обмотке, тем самым он начинает греться.
Согласно закону электромагнитной индукции — эдс в замкнутом контуре прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока. Вихревые токи не в обмотке, а в статоре возникают. Поэтому при низкой частоте они будут наоборот меньше, чем при высокой.
При низкой частоте двигатели греются не от этого. Греются двигатели с принудительным воздушным охлаждением, то есть те, на «заднем» конце вала установлена крыльчатка. Частота низкая — крыльчатка прогоняет меньше воздуха и, как следствие, хуже охлаждение.
В ГОСТ Р 52776— 2007 (МЭК 60034-1— 2004) не нашел чтобы она нормировалась.
Также нужно учитывать падение КПД и момента на предельно низких частотах, в случае необходимости обеспечения «ровного» момента, следует увеличивать габарит и мощность двигателя.
В связи с этим ограничение минимальной частоты связано в первую очередь с падением эффективности охлаждения двигателей с самообдувом. Решить эту проблему можно, установив принудительное охлаждение (обдув другим вентилятором или жидкостное, что сложнее).
Нужно найти рекомендации от производителя этого электродвигателя, предназначен ли он вообще к работе с частотными преобразователями. Рекомендации разнятся, но в среднем нижняя частота это 25-30 Гц.
Более точные значения вы можете получить установив термодатчик на корпус, а лучше в статор двигателя и измерять температуру, но для корректного определения допустимых режимов работы, следует производить это при различных температурах окружающей среды и во всем диапазоне рабочих нагрузок.
Поэтому проще сделать дополнительную защиту по температуре, определив в справочнике допустимую температуру обмоток и на 10-20% ниже её сделать уставку на отключение или срабатывание сигнализации.
К тому же вы не правильно задаёте вопрос, мы не знаем ни модель двигателя, ни где и для чего он будет использоваться.
Здравствуйте! У меня китайский двигатель 18,5кВт, 730 об.
По мерил пирометром температуру поверхности, она составила в разных частях от 30 до 80 градусов. Подскажите, пожалуйста, какой предел по нагреваемости такого двигателя…
Здравствуйте, Александр! Данную информацию Вы можете узнать в паспортных данных электродвигателя, температура будет зависеть от класса изоляции по нагревостойкости (смотрите таблицу в статье выше).
Здравствуйте! Меня терзают два вопроса.
1) Потребляемый ток указывается для одной фазы или суммарный? Если по другому — в каждой из трех фаз будет протекать указанный ток или его нужно делить на три, что бы узнать ток фазы и подобрать автомат?
2) Одинаковы ли тяговые усилия на валу у трехфазных и конденсаторных эл. двигателей одинаковой мощности?
Здравствуйте, Алексей!
1) В паспортных данных (на шильдике) двигателя указывается номинальный фазный ток двигателя, т.е. ток протекающий в каждой фазе.
2) Если речь идет про конденсаторный двигатель заводского изготовления, то в сравнении с трехфазным двигателем той же мощности их мощности на валу будут эквивалентны.
Спасибо! И еще практический вопрос. Имеется китайский частотник, выход 3ф. 220в. и конденсаторный (двухфазный) мотор (от советской стиралки). Какая схема подключения предпочтительней, стандартная — 1ф. с кондером или 2ф. без кондера? Если не трудно — то желательно обосновать. Режим работы — переменные нагрузки, временами перегрузки. Обороты требуется регулировать как в — так и в +. В 2-х фазном включении двигатель то же работает, перегрева не заметил. Меня интересует максимальная отдача двигателя, особенно при повышении частоты. На других сайтах имеется информация, что при частотном регулировании, в стандартном включении (с кондером), кондер становится точкой преткновения , что с ним не так? Про реактивное сопротивление в курсе, но ведь при изменении частоты и напряжение требуется менять. И тут, казалось бы, изменение сопротивления конденсатора должно играть на пользу. В чем подвох?
Здравствуйте, Алексей. Ваш вопрос был перенаправлен на наш форум, ознакомиться с ответом на него Вы можете по следующей ссылке: https://elektroshkola.ru/forum/chastotnye-preobrazovateli/podklyuchenie-kondensatornogo-dvigatelya-cherez-chastotnik/